Вы здесь

Обзор нормативных правовых актов Ивановской области в сфере профилактики экстремизма (по состоянию на 07.06.2018)

Противодействие экстремизму является важным направлением обеспечения законности и правопорядка. В условиях глобализации данная проблема имеет значение не только для российского государства, но и для зарубежных стран, а также международного сообщества,

Экстремизм серьезно угрожает территориальной целостности и безопасности государств, а также их политической, экономической и социальной стабильности. Кроме того, в соответствии с Шанхайской конвенцией о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от 10.01.2003 N 3-ФЗ, экстремизм признан угрозой международному миру и безопасности, развитию дружественных отношений между государствами, а также осуществлению основных прав и свобод человека.

Учитывая сложившуюся в мире ситуацию в области межнациональных, межэтнических и межрелигиозных отношений профилактика экстремизма для Российской Федерации как многонационального, многоконфессионального государства позволит  избежать обострения указанных проблем.

 Федеральное законодательство о противодействии экстремизму, в первую очередь, основывается на Конституции Российской Федерации. Она закрепляет такие исходные основы, как:

- человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ст.2 и ст.19);

- Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории (ст.4);

- запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ст. 13).

Виды экстремистской деятельности, указанные в  ст.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности",  могут развиваться во всех сферах жизни общества, потому вопросы профилактики экстремизма разрешаются  Российской Федерацией в рамках регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина; гражданства в Российской Федерации; регулирования и защиты прав национальных меньшинств (п.«в» ст.71 Конституции); установления основ федеральной политики и федеральных программ в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации (п.«е» ст.71 Конституции); обеспечения обороны и безопасности (п.«м» ст.71 Конституции).

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон (п. «б» ч.1 ст.72 Конституции); общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта (п. «е» ч.1 ст.72 Конституции).

На федеральном уровне правовое регулирование указанных общественных отношений осуществляется значительным количеством актов, среди которых:

Федеральные законы:

- от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности";

- от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях";

- от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях";

- от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

- от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях";

- от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";

- от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации";

- от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации";

- от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";

- от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

- от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";

- от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации";

- от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";

- от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации";

- от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции";

- от 02.04.2014 N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка";

- от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности";

- от 08.03.2015 N 21-ФЗ Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации;

- от 30.12.2001 N 195-ФЗ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

- от 23.06.2016 N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации";

- от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации";

- Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации".

В развитие положений указанных федеральных законов  изданы следующие Указы Президента Российской Федерации:

- от 26.07.2011 N 988 "О Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации";

- от 23.03.1995 N 310 "О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации";

- от 19.12.2012 N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года";

- от 06.05.2011 N 590 "Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации";

- от 04.03.2013 N 183 "О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива";

- от 22.06.2006 N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом";

- от 14.09.2012 N 1289 "О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом";

- от 11.08.2003 N 960 "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации";

- от 01.03.2011 N 250 "Вопросы организации полиции";

- от 28.11.2014 г N 737 "О компетентных органах Российской Федерации, предусмотренных Соглашением государств - участников Содружества Независимых Государств о сотрудничестве в материально-техническом обеспечении компетентных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма";

- от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";

- от 05.04.2016 N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации";

- от 30.09.2016 N 510 "О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации";

- от 05.12.2016 N 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации";

- от 21.12.2016 N 699 "Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации".

Регулирование правоотношений в сфере профилактики экстремизма осуществляется также постановлениями  Правительства Российской Федерации:

- от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности";

- от 03.02.2012 N 75 "Об утверждении Положения об осуществлении мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, при проведении которых не требуется взаимодействие уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) органов с проверяемыми (контролируемыми) лицами";

- от 24.07.2000 N 551 "О военно-патриотических молодежных и детских объединениях";

- от 15.04.2014 N 345 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности";

- от 15.04.2014 N 313 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)";

- 15.04.2014 N 317 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы"

- от 18.04.2015 N 368 "О Федеральном агентстве по делам национальностей";

- от 26.02.2015 N 172 "О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности";

- от 06.08.2015 N 804 "Об утверждении Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей";

- от 29.12.2016 N 1532 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики";

- от 07.10.2017 N 1235 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)".

 

Кроме того, правоотношения в сфере профилактики экстремизма регулируются также нормативными правовыми актами  федеральных органов исполнительной власти. К ним относятся:

Приказ Минюста РФ N 362, МВД РФ N 810, ФСБ РФ N 584 от 25.11.2010 "О взаимодействии Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации в целях повышения эффективности деятельности учреждений (подразделений), осуществляющих проведение исследований и экспертиз по делам, связанным с проявлением экстремизма".

Приказы Минюста России:

- от 20.05.2013 N 72 "Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы";

- от 22.07.2009 N 224 "Об утверждении Положения о Научно-консультативном совете при Министерстве юстиции Российской Федерации по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма";

- от 18.02.2009 N 53 "О государственной религиоведческой экспертизе";

- от 30.12.2011 N 456 "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации";

от 11.12.2015 N 289 "О порядке ведения федерального списка экстремистских материалов"

- от 30.08.2017 N 156 "Об утверждении Регламента совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающего объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования".

Приказы МВД России:

- от 31.12.2012 N 1166 "Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции";

- от 17.01.2006 N 19 "О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений".

Приказы Генпрокуратуры России:

 - от 16.01.2012 N 7 "Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности";

- от 10.09.2008 N 182 "Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению";

- от 26.11.2007 N 188 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи";

- от 08.09.2016 N 562 "Об организации работы по рассмотрению уведомлений о распространении в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, и направлению требований о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию".

Приказы Федеральной службы по финансовому мониторингу:

- от 22.04.2015 N 110 "Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

- 27.03.2015 N 68 "Об утверждении положения об Управлении по противодействию финансированию терроризма Федеральной службы по финансовому мониторингу"

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 24.04.2015 N 35 "Об утверждении Положения об Управлении контроля и надзора в сфере электронных коммуникаций Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций".

Приказ Следственного комитета Российской Федерации от 12.07.2011 N 109 "О мерах по противодействию экстремистской деятельности".

По рассматриваемым правоотношениям сложилась следующая судебная практика:

- Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 30.09.2016 N 45-АПГ16-20 (Требование: Об отмене регистрации кандидата в депутаты. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку доказательств, подтверждающих факты выступлений кандидата в депутаты на публичных мероприятиях, содержащих призывы к совершению деяний, определяемых в ст. 1 ФЗ от 25.07.2002 N 114-ФЗ как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждающих к таким деяниям, обосновывающих или оправдывающих экстремизм, а также проведения агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающей национальное достоинство, а также агитации, при проведении которой осуществлялись пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики, не представлено.),

- Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 29.09.2016 N 127-АПГ16-4 (Требование: О признании общественного объединения экстремистской организацией и о запрете его деятельности. Обстоятельства: Прокурор указал, что общественное объединение осуществляет на территории Республики Крым без образования юридического лица и без регистрации в уполномоченном органе деятельность, которая противоречит требованиям действующего законодательства и носит экстремистский характер. Решение: Требование удовлетворено, поскольку факты экстремизма в деятельности общественного объединения нашли свое подтверждение.),

- Решение Верховного Суда  РФ от 09.08.2016 N АКПИ16-735 (Требование: О ликвидации политической партии. Обстоятельства: В деятельности партии установлено наличие признаков экстремизма. Решение: Требование удовлетворено, поскольку осуществление партией экстремистской деятельности влечет за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда общественному порядку, общественной безопасности, законным интересам физических и юридических лиц, обществу и государству и создает реальную угрозу причинения такого вреда.),

- Постановление Верховного Суда РФ от 18.07.2016 N 89-АД16-4 (Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности, предусмотренной ст. 20.29 КоАП РФ, за производство и распространение экстремистских материалов. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт распространения организацией литературы, включенной в федеральный список экстремистских материалов, документально подтвержден.),

- Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 21.03.2017 N 38-АПГ16-13 (Требование: О признании экстремистской и запрете деятельности православной религиозной группы. Обстоятельства: Истец ссылается на то, что деятельность группы противоречит требованиям действующего законодательства и носит экстремистский характер, что влечет за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан и создает реальную угрозу причинения вреда обществу и государству. Решение: Требования удовлетворены, поскольку материалами дела установлены как факты совершения членами религиозной группы экстремистских действий, так и факты наступившего вреда в результате их противоправной деятельности.),

- Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 09.02.2017 N 65-АПГ16-7 (Требование: О признании религиозной организации экстремистской, запрете деятельности, исключении из ЕГРЮЛ. Обстоятельства: Уполномоченный орган ссылается на то, что организацией допускались неоднократные и грубые нарушения законов РФ. Решение: Требование удовлетворено, так как организация мер к устранению ранее допущенных нарушений не приняла, продолжила осуществление экстремистской деятельности по массовому распространению и хранению в целях массового распространения литературы, заведомо для нее признанной судами экстремистской и включенной в федеральный список экстремистских материалов, что свидетельствует о целенаправленности экстремистской деятельности организации и необходимости применения крайней меры в виде ее ликвидации, являющейся соразмерной и оправданной.),

- Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 17.07.2017 N АПЛ17-216. (Требование: О признании религиозной организации экстремистской, запрете ее деятельности, ликвидации, исключении сведений из ЕГРЮЛ, обращении имущества в собственность РФ. Обстоятельства: По мнению уполномоченного органа, организация осуществляет экстремистскую деятельность. Решение: Требование удовлетворено, так как доказано, что организация ввозила на территорию РФ экстремистскую литературу, предоставляла ее местным организациям, финансировала деятельность местных организаций, в том числе признанных судами экстремистскими, не принимала мер к устранению причин и условий экстремистской деятельности, выявление многократных фактов распространения экстремистской литературы после принятия предупредительных мер воздействия свидетельствует о необходимости ликвидации.),

- Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 13.07.2017 N 45-АПГ17-4. (Требование: О ликвидации религиозной организации. Обстоятельства: Уполномоченный орган ссылается на неоднократное нарушение организацией законодательства, выразившееся в непредставлении документов, необходимых для государственной регистрации изменений, вносимых в сведения об адресе организации, использовании сокращенного наименования, наличии в уставе положения, предусматривающего оказание материальной поддержки членам организации, наличии в составе членов организации лица, в отношении которого имеются сведения о причастности к экстремистской деятельности. Решение: Требование удовлетворено, так как в деятельности организации установлено наличие нарушений, на которые ссылается уполномоченный орган, организацией не принято никаких мер к устранению выявленных нарушений.),

- Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 26.05.2017 N 30-АПГ17-1. (Требование: О признании религиозной организации экстремистской, ее ликвидации и обращении в собственность РФ принадлежащего ей имущества. Решение: Требование удовлетворено, так как религиозная организация мер к устранению ранее допущенных нарушений, послуживших основанием для применения мер прокурорского реагирования, не приняла, продолжила осуществление экстремистской деятельности по хранению в целях массового распространения литературы, заведомо для нее признанной судами экстремистской и включенной в федеральный список экстремистских материалов, что свидетельствует о целенаправленности экстремистской деятельности организации, неэффективности предупредительных мер и необходимости применения крайней меры в виде ее ликвидации, являющейся соразмерной и оправданной.).

 

В период с 17.11.2017 по 07.06.2018 на федеральном уровне в рассматриваемой сфере  правоотношений  принят приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 21 марта 2018 г. N 156 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии экстремистской деятельности".

За рассматриваемый период сложилась следующая судебная практика:

- Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 28.02.2018 N 53-АПГ17-52 (Требование: О признании межрегионального общественного движения экстремистской организацией и запрете его деятельности на территории РФ. Обстоятельства: Заявитель ссылается на то, что движение преследует цель насильственного свержения государственной власти в РФ. Решение: Требование удовлетворено, так как межрегиональное общественное движение, не зарегистрированное в качестве юридического лица, действующее с определенного времени, активно осуществляет деятельность, подпадающую под признаки экстремистской.),

- Постановление Верховного Суда РФ от 10.01.2018 N 5-АД17-109 (Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 20.3 КоАП РФ, за сбыт военного знака, содержащего нацистскую символику. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт совершения заявителем вмененного ему административного правонарушения подтвержден представленными доказательствами.)

 

Исходя из анализа действующих нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения в сфере профилактики экстремизма, можно сделать следующие выводы.

Сложность регулирования профилактики экстремизма состоит в том, что указанная деятельность должна затрагивать все сферы жизни общества и быть реализована на федеральном, региональном и местном уровнях.

1. Федеральным законом от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" закреплен перечень видов деятельности, являющейся экстремистской, однако в нем не отражены конкретные способы профилактики указанной деятельности.

Полномочия по разработке мер, направленных на противодействие экстремизму, возложены на Межведомственную комиссию Совета Безопасности Российской Федерации по общественной безопасности (Положение о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по общественной безопасности, утверждено Указом Президента Российской Федерации от 06.05.2011 N 590 "Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации"), а также на  Межведомственную комиссию по противодействию экстремизму в Российской Федерации (Положение о Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации, утверждено Указом Президента Российской Федерации от 26.07.2011 N 988). Однако действующее федеральное законодательство не содержит нормативных правовых актов, устанавливающих меры по предупреждению экстремистской деятельности.

Анализ сложившейся ситуации позволяет сделать вывод о необходимости  законодательно закрепить перечень мер, направленных на предупреждение экстремизма, с разделением их по возможности применения в разных сферах жизни общества, различных возрастных группах, а также с разделением указанных мер на обязательные и дополнительно применяемые. Одновременно необходимо закрепить сроки и механизм реализации указанных профилактических мер. Либо необходимо закрепить критерии разработки указанных мер, установив перечень лиц, ответственных за реализацию переданных полномочий.

2.  Ст.4 и 5 Федерального закона  от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" субъектами противодействия экстремизму признаны  органы государственной власти и местного самоуправления.

Представляется необходимым законодательно закрепить в качестве субъектов противодействия экстремизму граждан и организации в целях реализации права каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45 Конституции Российской Федерации).

Действующее законодательство предусматривает обеспечение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области противодействия экстремизму, а также организацию их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, однако отсутствует организационное построение системы противодействия экстремистской деятельности, а также механизм реализации указанного взаимодействия.

Представляется необходимым организация такого взаимодействия с предоставлением равных возможностей всем его участникам.

 

Основополагающим нормативным правовым актом, определяющим правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливающим ответственность за ее осуществление в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации, является  Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности".

Статьей 3 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ установлено, что одним из направлений противодействия экстремистской деятельности является принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности.

К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере профилактики экстремизма Федеральным законом от 25.07.2002 N 114-ФЗ  отнесено участие в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции (статьей 4).

В целях противодействия экстремистской деятельности органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности (статья 5).

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации":

- к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации и осуществления на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению терроризма и экстремизма, минимизации их последствий, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации (п.51.1 ч.2 ст.26.3);

- высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью (п.«а» ч.2 ст.21).

 

В целях реализации вышеуказанных полномочий органами государственной власти Ивановской области принимаются необходимые нормативные правовые акты.

По состоянию на 07.06.2018  в  федеральном регистре нормативных правовых актов Ивановской области содержится 102 действующих нормативных правовых акта, регулирующий правоотношения в сфере профилактики экстремизма. Из них 92 актов являются изменяющими, 10 актов являются основными (из них: законов – 2, указов Губернатора Ивановской области – 2, постановлений Правительства Ивановской области – 6).

За отчетный период (с  17.11.2017 по 07.06.2018) в федеральный регистр включено 8 изменяющих нормативных правовых актов.

Перечень основных нормативных правовых актов Ивановской области, регулирующих общественные отношения в рассматриваемой сфере, содержится в Приложении № 1.

Результаты проведения правовой и антикоррупционной экспертизы указанных нормативных правовых актов содержатся в Приложении № 2.

По результатам проведения правовых и антикоррупционных  экспертиз вышеуказанных нормативных правовых актов,в том числе с учетом внесенных в них изменений, сделан вывод об их соответствии Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, и об отсутствии в них коррупциогенных факторов, что отражено в Приложениях  №№ 3 – 6 к обзору.

 


      ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

 

Перечень основных нормативных правовых актов Ивановской области, регулирующих общественные отношения в рассматриваемой сфере

 

1.                  Закон Ивановской области от 15.06.2007 N 80-ОЗ "О государственной молодежной политике в Ивановской области" (в ред. Законов Ивановской области от 16.07.2009 N 79-ОЗ, от 03.03.2011 N 18-ОЗ, от 06.05.2011 N 36-ОЗ, от 28.12.2011 N 138-ОЗ, от 04.02.2015 N 4-ОЗ, от 25.12.2015 N 136-ОЗ, от 07.07.2016 N 44-ОЗ) мероприятия, направленные на профилактику и предотвращение экстремизма, включает в систему мер по социальной адаптации молодых граждан в Ивановской области. Проведение указанных мероприятий возложено на исполнительные органы государственной власти Ивановской области.

2.                  Закон Ивановской области от 06.05.2011 N 37-ОЗ "О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций" (в ред. Законов Ивановской области от 02.07.2013 N 54-ОЗ, от 03.11.2015 N 109-ОЗ), в соответствии которым профилактика экстремизма включена в перечень видов деятельности, осуществляемых некоммерческими организациями, направленных на решение социальных проблем, развитие гражданского общества.

3.                  Указ Губернатора Ивановской области от 27.03.2015 N 58-уг "Об учреждении ежегодной премии Губернатора Ивановской области "За особый вклад в развитие и укрепление межнациональных отношений" (в ред. указов Губернатора Ивановской области от 07.10.2015 N 164-уг, от 20.07.2016 N 124-уг, от 20.07.2017 N 139-уг, от 14.12.2017 N 209-уг), в соответствии с которым  одной из целей конкурса на соискание ежегодной премии Губернатора Ивановской области "За особый вклад в развитие и укрепление межнациональных отношений" является противодействие негативным тенденциям в межнациональной сфере, в том числе экстремистским проявлениям, а также поддержание межнационального мира и согласия.

4.                  Указ Губернатора Ивановской области от 20.01.2014 N 15-уг "О совете при Губернаторе Ивановской области по гармонизации межнациональных отношений" (в ред. указов Губернатора Ивановской области от 19.05.2014 N 98-уг, от 23.03.2015 N 55-уг, от 09.07.2015 N 119-уг, от 08.09.2015  N 143-уг, от 30.11.2015 N 194-уг, от 25.03.2016 N 43-уг, от 15.07.2016 N 119-уг, от 03.12.2016 N 223-уг, от 20.01.2017 N 13-уг, от 27.04.2017 N 92-уг, от 11.08.2017 N 159-уг, от 02.02.2018 N 16-уг), в соответствии с которым одной из задач Совета при Губернаторе Ивановской области по гармонизации межнациональных отношений является разработка комплекса мер, направленных на повышение межэтнической толерантности, на искоренение из повседневной жизни проявлений национальной нетерпимости, на сохранение и развитие национальных (родных) языков и национальной культуры, на интеграцию жителей Ивановской области на основе общегражданской российской идентичности,  на адаптацию и интеграцию мигрантов, на противодействие незаконной миграции, на профилактику и противодействие проявлениям экстремизма на национальной основе."

5.                  Постановление Правительства Ивановской области от 17.10.2012 N 401-п "Об утверждении Положения о комитете Ивановской области ЗАГС" (в ред. постановлений Правительства Ивановской области от 16.08.2013 N 337-п, от 09.12.2013 N 495-п, от 21.05.2014 N 197-п, от 18.12.2014 N 555-п, от 15.04.2015 N 135-п, от 02.03.2016 N 46-п, от 01.07.2016 N 185-п, от 03.03.2017 N 62-п, от 17.05.2017 N 181-п) определяет Комитет Ивановской области ЗАГС центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, проводящим государственную политику в области семейного права, осуществляющим управление и координацию, а также функциональное регулирование в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния на территории Ивановской области и государственную регистрацию актов гражданского состояния, который участвует в мероприятиях по противодействию терроризму и экстремизму на территории Ивановской области, в том числе осуществляет в пределах своей компетенции функции по реализации Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на период 2013 - 2018 годов.

6.                  Постановление Правительства Ивановской области от 13.11.2013 N 450-п "Об утверждении государственной программы "Развитие образования Ивановской области" (в ред. Постановлений Правительства Ивановской области от 20.05.2014 N 189-п, от 17.07.2014 N 285-п, от 17.12.2014 N 534-п, от 18.12.2014 N 543-п, от 04.02.2015 N 31-п, от 01.04.2015 N 97-п, от 22.05.2015 N 206-п, от 26.06.2015 N 308-п, от 30.07.2015 N 350-п, от 27.08.2015 N 408-п, от 16.09.2015 N 431-п, от 21.12.2015 N 576-п, от 29.12.2015 N 621-п, от 09.03.2016 N 57-п, от 04.04.2016 N 85-п, от 18.04.2016 N 103-п, от 30.06.2016 N 174-п, от 01.07.2016 N 205-п, от 21.09.2016 N 324-п, от 24.11.2016 N 394-п, от 02.12.2016 N 400-п, от 29.12.2016 N 461-п, от 04.04.2017 N 118-п, от 17.07.2017 N 274-п, от 06.12.2017 N 457-п, от 22.12.2017 N 490-п), которым установлено, что в рамках реализации государственной молодежной политики оказывается государственная услуга "Организация региональных и межмуниципальных мероприятий по работе с молодежью" в том числе по направлению - мероприятия по социальной адаптации молодежи, направленные на противодействие распространению алкоголизма, наркомании, токсикомании в молодежной среде, профилактику безнадзорности, беспризорности, правонарушений и экстремизма среди молодежи; содействие формированию навыков здорового образа жизни.

7.                  Постановление Правительства Ивановской области от 13.11.2013 N 457-п "Об утверждении государственной программы Ивановской области "Обеспечение безопасности граждан и профилактика правонарушений в Ивановской области" (в ред. в ред. постановлений Правительства Ивановской области от 03.07.2014 N 269-п, от 24.12.2014 N 575-п, от 31.12.2014 N 593-п, от 07.04.2015  N 115-п, от 22.05.2015 N 205-п, от 15.07.2015  N 336-п, от 15.10.2015 N 475-п, от 21.12.2015 N 573-п, от 21.12.2015 N 578-п, от 27.05.2016 N 142-п, от 26.12.2016 N 452-п, от 29.12.2016 N 455-п, от 26.04.2017 N 148-п, от 06.12.2017 N 445-п, от 29.12.2017 N 516-п, от 13.04.2018 N 101-п), которым утверждена подпрограмма "Борьба с преступностью и обеспечение безопасности граждан". В рамках указанной подпрограммы на Департамент образования Ивановской области возложено проведение ревизий совместно с профессиональными образовательными организациями Ивановской области планов учебно-воспитательной работы с целью выработки и реализации комплекса профилактических мер по недопущению вовлечения молодежи в экстремистские группировки и совершения действий насильственного характера. Департамент здравоохранения Ивановской области, Департамент образования Ивановской области, Департамент социальной защиты населения Ивановской области проводят профилактические мероприятия "Несовершеннолетние". Одним из основных направлений реализации мероприятий является профилактика экстремизма и групповых видов правонарушений.

8.                  Постановление Правительства Ивановской области от 06.05.2013 N 150-п "Об утверждении Положения о Департаменте внутренней политики Ивановской области" (в ред. постановлений Правительства Ивановской области от 18.06.2013 N 227-п, от 27.11.2013 N 478-п, от 10.07.2014 N 280-п, от 15.05.2015 N 176-п, от 30.07.2015 N 362-п, от 07.10.2015 N 458-п, от 17.02.2016 N 36-п, от 30.03.2016 N 75-п, от 14.09.2016 N 309-п, от 28.02.2017 N 54-п, от 13.09.2017 N 340-п, от 22.12.2017 N 488-п) определяет Департамент внутренней политики Ивановской области центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, реализующим через деятельность бюджетного учреждения Ивановской области "Ивановский дом национальностей" и подведомственные средства массовой информации меры по противодействию экстремизму, выражающиеся в гармонизации межнациональных отношений, укреплении межнационального сотрудничества, создании условий для сохранения и развития национальных культур и традиций народов Ивановской области, для чего на него возложены соответствующие полномочия.

9.                  Постановление Правительства Ивановской области от 04.06.2015 N 240-п "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года" (в ред. постановлений Правительства Ивановской области от 27.01.2016 N 21-п, от 13.04.2017 N 129-п, от 28.06.2017 N 262-п) которым установлены методы преодоления экстремистских настроений в молодежной среде.

10.              Постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2015 N 518-п "Об утверждении Стратегии государственной национальной политики в Ивановской области на период до 2025 года"  (в ред. постановления Правительства Ивановской области от 24.11.2016 N 391-п) установлено, что задачами в сфере государственной национальной политики в Ивановской области являются:

- формирование в обществе обстановки нетерпимости к пропаганде и распространению идей экстремизма, ксенофобии, национальной исключительности, направленных на подрыв общественно-политической стабильности, национального мира и согласия;

- совершенствование правовых основ научного и экспертного обеспечения предупреждении профилактики проявлений экстремизма;

- вовлечение некоммерческих организаций, религиозных организаций в деятельность по противодействию экстремизму;

- организация с участием институтов гражданского общества противодействия пропаганде идей экстремизма в социальных сетях;

- использование потенциала институтов гражданского общества, в том числе национальных и межнациональных общественных объединений граждан, религиозных организаций в целях совместного противодействия экстремизму.


ПРИЛОЖЕНИЕ  2

Таблица № 1

 

1

2

3

4

5

6

7

Количество НПА субъектов Российской Федерации (далее - НПА), регулирующих соответствующие правоотношения

Количество НПА, регулирующих соответствующие правоотношения, принятых в отчетном периоде

Количество НПА, регулирующих соответствующие правоотношения, в которых выявлены противоречия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству

Количество НПА, регулирующие правоотношения, в которых выявлены противоречия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству в отчетном периоде

Количество НПА, регулирующих соответствующие правоотношения, в которых устранены выявленные противоречия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству

Количество НПА, регулирующих соответствующие правоотношения, в которых устранены выявленные противоречия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству в отчетном периоде

Количество НПА, регулирующих соответствующие правоотношения, в которых выявленные противоречия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству остаются не устраненными

Всего 102 действующих:

10 основных

92 изменяющих

 

8  изменяющих НПА

 

 

0

 

0

 

0

 

0

 

0

 

Таблица № 2

 

1

2

3

4

5

6

7

Количество НПА субъектов Российской Федерации (далее - НПА), регулирующих соответствующие правоотношения

Количество НПА, регулирующих соответствующие правоотношения, принятых в отчетном периоде

Количество НПА, регулирующих соответствующие правоотношения, в которых выявлены коррупциогенные факторы

Количество НПА, регулирующих соответствующие правоотношения, в которых выявлены коррупциогенные факторы в отчетном периоде

Количество НПА, регулирующие правоотношения, в которых устранены выявленные коррупциогенные факторы

Количество НПА, регулирующих соответствующие правоотношения, в которых устранены выявленные коррупциогенные факторы в отчетном периоде

Количество НПА, регулирующих соответствующие правоотношения, в которых выявленные коррупциогенные факторы остаются не устраненными

Всего 102 действующих:

10 основных

92 изменяющих

 

8  изменяющих НПА

 

 

0

 

0

 

0

 

0

 

0

 

02 декабря 2016 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).